О компонентах Закона о либерализации экономики: налоговой амнистии и нулевой ставки для подоходного налога
Наверное, прав классик, сказавший, что все гениальное просто. К чему это? Если предположить, что опубликованный 11 мая 2006 Закон №111-XVI от 27 апреля 2007 на самом деле революционный и приведет к большому экономическому росту, тогда, при ознакомлении с его текстом для всех должно быть понятно, что он именно такой. Этот закон должен был привести ко всеобщему ликованию налогоплательщиков. И это ликование должно возникнуть при первом же ознакомлении с текстом закона. Вместе с тем, несколько раз прочитав текст закона, его содержание особых положительных эмоций в этом плане не вызывает. Может быть это слишком сложно для среднестатистического бухгалтера, чтобы понять его скрытые положительные перспективы (эффекты)? Но это же отмечают и другие мои коллеги. Тогда, если следовать логике классика, он не гениален.
Наоборот, возникают все новые сомнения о его целесообразности и своевременности его принятия для нашей страны. Мы же, в конце концов, не какая-то банановая республика с диким капитализмом, в которой нет порядка, в том числе в администрировании налогов.
В 1998 году в Республике Молдова была начата реализация налоговой реформы. В настоящее время действует «нормальный» Налоговый кодекс, у налоговых органов накоплен достаточный опыт в администрировании и сборе налогов и все при постоянном улучшении всех показателей. Также, начиная с 1997 года, начата реформа бухгалтерского учета, приняты НСБУ, которые были разработаны на основании международных стандартов бухгалтерского учета. Большинство налогоплательщиков (в первую очередь крупные и средние предприятия) все больше и больше стремятся вести прозрачный бизнес, иметь «белую» бухгалтерию. Это является необходимым условием при привлечении иностранных инвестиций, ассоциировании капиталов, передачи бизнеса в управление менеджерам и пр. И эти тенденции имеют все больший и больший размах.
По моему мнению, новый закон ввел большую смуту во все процессы, которые до его принятия имели естественный эволюционный характер развития.
В этой статье предлагаю остановиться на двух компонентах Закона о либерализации экономики: налоговой амнистии и нулевой ставки для подоходного налога.
При ознакомлении с текстом закона, первое, что бросается в глаза, это огромная обида (и даже оскорбление), которое должны чувствовать добропорядочные налогоплательщики, которые на протяжении всей своей деятельности исправно платили и платят налоги. Их поставили в один ряд со всеми разного рода неплательщиками. До этого многие из них по праву гордились тем, что они честно выполняют свой долг перед государством, хотя многим из них достаточно сложно конкурировать со своими конкурентами-неплательщиками.
В ряду недоимщиков можем выделить те предприятия, которые четко усвоили, что в нашем государстве особо спешить с уплатой налогов не надо. При умелом лоббировании своих интересов государство найдет очередную возможность для списания долгов. Особо преуспели в этом некоторые государственные предприятия, которым регулярно списывается очередная порция задолженности по налогам. Скорее всего, этим предприятиям закон о либерализации экономики особой помощи не окажет, так как их проблемы лежат в другой плоскости и, чаще всего, являются результатом неэффективного управления бизнесом. А для этой болезни есть другое лекарство, которое называется Закон о несостоятельности предприятий.
Добросовестных плательщиков налогов поставили, также, в один ряд и с теми предприятиями, деятельность которых носит криминальный характер, в том числе, так называемые, «фирмы фантомы». Им тоже простят все. Разве это справедливо?
Этим предприятиям на руку служит и положение Закона о не проведении налоговых проверок за налоговые периоды до 1 января 2007 года.
По моему мнению, налоговая амнистия при умелом ее применении может иметь положительные эффекты для дальнейшего развития экономики. Но она, прежде всего, не должна быть всеобщей, одинаковой для всех категорий неплательщиков. Для нашей страны объектом налоговой амнистии могли стать, прежде всего, предприятия малого бизнеса (незначительные суммы недоимки, отсутствие возможности вести бухгалтерский учет на должном уровне, большие расходы налоговых органов по администрированию налогов при незначительных налоговых поступлениях).
Во-вторых, амнистия по налогам должна быть обусловлена какими-то обязательствами со стороны налогоплательщика. К примеру, государство замораживает задолженность налогоплательщика в какой то сумме и списывает ее по истечение двух лет при условии, что последний в течение этого периода исправно платит налоги, не допускает грубых нарушений налогового законодательства (двойная бухгалтерия, зарплата в «конвертах» и т.д.).
Что касается нулевой ставки по подоходному налогу, то и здесь есть возражения.
Действующая до принятия этого закона основная ставка подоходного налога (15%), по моему мнению, не является высокой. И если допустить возможное уменьшение, то это уменьшение не может быть существенным. Наша ставка налога в 15% намного ниже, чем аналогичные ставки налога в большинстве европейских странах. Об этом говорит и тот факт, что некоторые компании из европейских стран уже создают предприятия в Республике Молдова и перегоняют свои капиталы к нам для его обложения налогом по нашей ставке. Даже при условии, что в дальнейшем налогом облагаются их дивиденды, в сумме все равно получается меньше чем ставки налога в странах их резиденции. Если допустить, что наша страна стремиться в Европу и к гармонизации своего законодательства с законодательством Евросоюза, то и по этому пункту у нас минус. Нашим европейским соседям наверняка не понравится «оффшорный» характер нашего налогового законодательства.
К тому же, все понимают, что объявленная ставка по подоходному налогу в размере 0% является временной. В результате налогоплательщики, потенциальные инвесторы остаются и здесь с чувством нестабильности, отсутствия прогнозируемой налоговой политики в нашей стране.
Наше общество давно справедливо беспокоит такой нежелательный факт как выплата работодателями основной части заработанной платы своим работникам в «конвертах». Возникает вопрос: приведут или нет новые изменения в налоговом законодательстве к устранению такого нежелательного факта, как сокрытие части заработанной платы, если в дальнейшем для предприятий будет действовать ставка 0% по подоходному налогу. По моему мнению, ответ на этот вопрос однозначно отрицателен. Более того, мы будем дальше от решения проблемы с конвертами, чем сейчас. Во-первых, расходы, связанные с заработанной платой, потеряют свои вычитаемые качества, так как предприятия не будут заинтересованы в увеличении вычитаемых расходов. Во-вторых, еще больше возрастет разница между основной ставкой по подоходному налогу для физических лиц (20%) и ставкой для юридических лиц (0%). И предприниматели, наверняка, не упустят свои возможности (в рамках требований законодательства) этим воспользоваться для минимизации своих налоговых платежей.
Не открою Америку, если скажу еще раз, что устранение такого нежелательного факта, как выплата заработанной платы «в конвертах», связано, прежде всего, с уменьшением налоговых выплат, которые сопровождают выплату заработанной платы и, прежде всего, уменьшение ставок взносов обязательного социального страхования работников. Считаю, что не имеют экономического обоснования те утверждения (прежде всего со стороны НКСС), согласно которым уменьшение ставок взносов обязательного социального страхования работников может привести к нехватке средств для выплаты пенсий. Неоднократно предлагались схемы уменьшения ставок, которые исключают изначально возможность уменьшения общей суммы взносов, выплаченных предприятием в бюджет социального страхования. К примеру, предприятие имеет право воспользоваться более низкой ставкой взносов социального страхования при условии, что общая сумма взносов будет на 15-20% больше выплаченных взносов за соответствующий период прошлого года и т.д. В чем риск в этой ситуации?
В новой ситуации, которая создается после вступления в силу Закона №111-XVI от 27 апреля 2007, сохраняются опасения, что недополученные в бюджет средства государству придется компенсировать за счет неадекватного увеличения финансовых санкций за некоторые несущественные нарушения налогового законодательства, а также за счет многочисленных проверок со стороны контролирующих органов и, соответственно, за счет штрафных санкций, которые за этим последуют.
В этом и есть особое мнение автора этой статьи.
Здесь же хочется отметить, что во время обсуждения и принятия депутатами Парламента Закона о либерализации экономики ACAP были разработаны и направлены предложения по изменению проекта закона, которые, к сожалению, не нашли понимания и поддержки у законодателей.
Вячеслав Чобану
Председатель Совета Директоров ACAP