+373 22224937

office@contabilsef.md

ContabilSef Logo
  • Noutăţi
    • Contabilsef.md
    • Știri
  • Articole
    • Contabilitate
    • Fiscalitate
    • Întrebări-Răspunsuri
    • Resurse Umane
    • Sinteza Monitorului Oficial
    • Diverse
  • Instruire
    • Orarul seminarelor
    • Cursuri video
  • Servicii
    • Consultații online
    • Revista electronică ”Contabilsef.md”
    • Abonamente la revistă
    • Completăm Declarația VEN12
  • Informaţii utile
    • Indicatori fiscali
    • SNC 2020
    • Formulare
      • Contabile
        • Documente primare cu regim special
        • Documente primare
      • Fiscale
      • Rapoarte statistice
      • Situatii financiare
    • Modele de contracte
    • Planul de conturi
    • Legislația
      • Legislația contabilă
        • Acte normative
        • Scrisori
      • Legislaţia fiscală
        • Acte normative
        • Scrisori
        • Codul Fiscal
        • Impozitarea internationala
        • Acte ale autorităților locale publice
      • Legislaţia muncii
        • Acte normative
        • Codul Muncii
      • Asigurarea socială şi medicală
        • Acte normative
        • Scrisori
        • Tratate internaționale
  • Despre noi
  • Contacte
ContabilSef Logo
  • Noutăţi
    • Contabilsef.md
    • Știri
  • Articole
    • Contabilitate
    • Fiscalitate
    • Întrebări-Răspunsuri
    • Resurse Umane
    • Sinteza Monitorului Oficial
    • Diverse
  • Instruire
    • Orarul seminarelor
    • Cursuri video
  • Servicii
    • Consultații online
    • Revista electronică ”Contabilsef.md”
    • Abonamente la revistă
    • Completăm Declarația VEN12
  • Informaţii utile
    • Indicatori fiscali
    • SNC 2020
    • Formulare
      • Contabile
        • Documente primare cu regim special
        • Documente primare
      • Fiscale
      • Rapoarte statistice
      • Situatii financiare
    • Modele de contracte
    • Planul de conturi
    • Legislația
      • Legislația contabilă
        • Acte normative
        • Scrisori
      • Legislaţia fiscală
        • Acte normative
        • Scrisori
        • Codul Fiscal
        • Impozitarea internationala
        • Acte ale autorităților locale publice
      • Legislaţia muncii
        • Acte normative
        • Codul Muncii
      • Asigurarea socială şi medicală
        • Acte normative
        • Scrisori
        • Tratate internaționale
  • Despre noi
  • Contacte
Contact information

+373 22224937

office@contabilsef.md

Follow us
  1. Home
  2. Știri
  3. О порядке начисления пособия по временной нетрудоспособности работнику, получившему профессиональное заболевание на частном
Știri
О порядке начисления пособия по временной нетрудоспособности работнику, получившему профессиональное заболевание на частном
30.08.2017
Sursă
SursaMonitorul Fisc.md

О порядке начисления пособия по временной нетрудоспособности работнику, получившему профессиональное заболевание на частном


Физическое лицо работает на предприятии «Н» с самого начала своей трудовой деятельности. Данное предприятие первоначально было государственным, затем, после приватизации стало частным. Из-за вредных условий труда работник получил профессиональное заболевание. Проболев 41 день, он представил предприятию «Н» для оплаты больничный лист за весь указанный период. Однако, хотя взносы в бюджет государственного социального страхования перечислялись, предприятие «Н» отказалось оплатить больничный лист на том основании, что это частное предприятие. Обязано ли предприятие «Н» оплатить больничный лист работника? Поскольку это профессиональное заболевание, весь ли период болезни оплачивается из средств бюджета государственного социального страхования? Какие положения действующего законодательства регламентируют данную ситуацию?

В соответствии с положениями ст.2 (3) Закона о пособиях по временной нетрудоспособности и других пособиях социального страхования № 289-XV от 22.07.04 г., физическое лицо имеет право на пособия социального страхования, выплачиваемые в связи с социальными рисками от которых оно застраховано. В то же время, в соответствии с положениями п.1.1 приложения 3 к Закону о бюджете государственного социального страхования, работающие по индивидуальному трудовому договору лица должны быть застрахованы работодателями (независимо от формы собственности) от всех социальных рисков. При этом, в 2017 г. работодатели уплачивают за работников взносы работодателя согласно тарифу 23% от начисленной заработной платы и других выплат. Они также перечисляют в бюджет государственного социального страхования индивидуальные взносы, исчисляемые согласно тарифу 6% и удерживаемые ими из начисленной заработной платы и других выплат работника.

Таким образом, указанный в вопросе работник вправе получать все виды пособий социального страхования, невзирая на то, что это частное предприятие. В то же время, поскольку речь идет о профессиональном заболевании, необходимо рассмотреть что предусматривает для данного случая Закон о страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний № 756-XIV от 24.12.1999 года (далее по тексту - Закон № 756).

В соответствии с положениями ч. а) ст.3 указанного закона, подлежат обязательному страхованию от несчастных случаев и профессиональных заболеваний граждане РМ, иностранные граждане, лица без гражданства, осуществляющие деятельность на территории страны на основе индивидуального трудового договора, заключенного с работодателем из РМ. Ч. (5) ст.2 названного закона установлено, что НКСС является страховщиком от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. А ч. (1) ст.4 указанного закона предусмотрено, что страховые отношения устанавливаются между работодателем и страховщиком.

Работодателями являются юридические и физические лица, использующие оплачиваемый труд. В то же время, ч. (2) ст.4 Закона № 756 установлено, что работодатель обязан застраховать от несчастных случаев и профессиональных заболеваний каждого работника с момента заключения с ним индивидуального трудового договора. Таким образом, предприятие «Н» не вправе было отказать работнику в оплате больничного листа, независимо от того, что предприятие является частным.

Кроме того, ст. 6 указанного закона установлено, что статус застрахованного лица сохраняется на протяжении трудовых отношений и утрачивается при их прекращении. Однако, если бывшее застрахованное лицо, получившее профессиональное заболевание, докажет на основании медицинских документов, выданных в установленном законом порядке, что причиной болезни являются факторы риска, специфичные для его рабочего места, статус застрахованного лица сохраняется и после прекращения страховых отношений. В то же время, следует отметить, что в соответствии с положениями ч. (3) ст.14 Закона № 756, первые 20 календарных дней со дня временной потери трудоспособности оплачиваются работодателем из своих средств, а с 21 дня - территориальными структурами НКСС из средств фонда страхования от несчастных случаев и профессиональных заболеваний.

Это означает, что, оплатив больничный лист полностью, предприятие «Н» вправе включить в декларацию формы 4-BASS в расходы за счет средств бюджета государственного социального страхования только сумму, выплаченную по больничному листу за последние 21 день временной потери трудоспособности.

TAGS:
30.08.2017
Monitorul Fisc.md
Share:
Comentarii

articol form name icon
articol form email icon
articol form message icon
Adresa dvs. de e-mail nu va fi publicata. Campurile obligatorii sunt marcate *

Instruire

Vezi toate

Cursuri video

contabilsef.md

Mai detaliat
Ministra Victoria Belous a avut o întrevedere cu directorul regional al Băncii Mondiale pentru Europa de Est, Robert Saum

Ministra Victoria Belous a avut o întrevedere cu directorul regional al Băncii Mondiale pentru Europa de Est, Robert Saum

29.09.2026

Ministerul Finanțelor
Termenele de prezentare pentru rapoartele financiare pe 9 luni ale anului 2026

Termenele de prezentare pentru rapoartele financiare pe 9 luni ale anului 2026

29.09.2026

A fost adoptată Legea privind piețele instrumentelor financiare și activitățile de investiții

A fost adoptată Legea privind piețele instrumentelor financiare și activitățile de investiții

29.09.2026

Serviciul Fiscal de Stat a încasat 4,4 miliarde lei la Bugetul public național în săptămâna precedentă

Serviciul Fiscal de Stat a încasat 4,4 miliarde lei la Bugetul public național în săptămâna precedentă

29.09.2026

Serviciul Fiscal de Stat
Plată unică pentru bugetari: 2000-4000 lei în octombrie 2026, neimpozabilă și fără CAS sau AOAM

Plată unică pentru bugetari: 2000-4000 lei în octombrie 2026, neimpozabilă și fără CAS sau AOAM

29.09.2026

Dividendele intermediare și repartizarea profitului anual: necesitatea reconsiderării tratamentului contabil prin prisma Legii contabilității și raportării financiare

Dividendele intermediare și repartizarea profitului anual: necesitatea reconsiderării tratamentului contabil prin prisma Legii contabilității și raportării financiare

01.10.2026

Persoanele juridice și întreprinzătorii individuali vor depune cererile în instanță doar electronic

Persoanele juridice și întreprinzătorii individuali vor depune cererile în instanță doar electronic

01.10.2026

Proiect: impozit unic de 25% pentru întreprinzătorii individuali fără salariați

Proiect: impozit unic de 25% pentru întreprinzătorii individuali fără salariați

30.09.2026

Legislația națională privind impozitarea directă va fi aliniată la normele Uniunii Europene

Legislația națională privind impozitarea directă va fi aliniată la normele Uniunii Europene

01.10.2026

Parlamentul RM
Baza generalizată a practicii fiscale – TVA la mijloacele fixe aduse în capitalul statutar

Baza generalizată a practicii fiscale – TVA la mijloacele fixe aduse în capitalul statutar

30.09.2026

ContabilSef Logo

Contabilsef.md este pagina web destinată contabililor, auditorilor, consultanților fiscali și specialiștilor în resurse umane. Vizitând pagina noastră, vă veți extinde cunoștințele privind contabilitatea, impozitarea, modul corect de organizare a evidenței contabile, întocmirea completă și corectă a rapoartelor și declarațiilor fiscale și multe alte. Totodată puteți găsi o mulțime de materiale relevante legate de aplicarea legislației fiscale și cea a muncii.

VisaMastercard
+373 22224937+373 60347700
office@contabilsef.md

Chișinău, str. Mitropolit
Varlaam 65, of.313, MD-2001

Despre noi

  • Contacte
  • Consultații online
  • Termeni și condiții
  • Despre noi

Noutăţi

  • Contabilsef.md
  • Știri

Articole

  • Contabilitate
  • Fiscalitate
  • Întrebări-Răspunsuri
  • Resurse Umane
  • Sinteza Monitorului Oficial
  • Diverse

Informaţii utile

  • Indicatori fiscali
  • SNC 2020
  • Formulare
  • Modele de contracte
  • Planul de conturi
  • Legislația

Contacte

+373 22224937+373 60347700
office@contabilsef.md

Chișinău, str. Mitropolit
Varlaam 65, of.313, MD-2001

2026 © ContabilSef

With CreativSoft